Top.Mail.Ru

[Поставленiе кавалеровъ константинскихъ] [Гравюра] / [Я. Бликландт. - Москва : Гравировальная мастерская при Оружейной палате, не позднее 1710]. – офорт; 11,8 х 7,5 (рамка изображения); 13,1 х 8,0 (доска); 15,4 х 11,9 (максимальный размер листа). Инв. № Гр. 12175

 

Коллекция корректурных оттисков иллюстраций к книге Адриана Шхонебека «Историа о ординах или чинах воинских...» (Москва, 1710)

 

В собрании печатной графики РГБИ хранится уникальная коллекция - 29 корректурных оттисков иллюстраций к книге "Историа о ординах или чинах воинских паче же кавалерских: Обдержащая уставления поведения и практику, принципалных деиств, и великомагистерских, со оружием, и их фигурами", изданной в Москве на Печатном дворе в 1710 г.

 

Автор издания - известный голландский гравер и типограф Адриан Шхонебек (1661 - 1705(?)). В 1697 г. в Амстердаме Шхонебек  издал книгу "Historie van alle Ridderlyke en Krygs-orders, behelzende haar instellingen, plegtelykheden, gebruyken, voornaamste daden, en levens der Meesters; nevens desselfs Dragten, Wapens, en Zinteekenen In 't Koper gesneden door Adriaan Schoonebeek" на голландском языке, выполнив для нее 42 гравюры на меди в технике офорта. Книга была посвящена системе рыцарских орденов Европы, содержанию орденских статутов, порядку награждения орденами.

 

В 1699 году в Амстердаме вышел французский вариант книги Шхонебека, который и послужил основой для русского издания, работа над ним началась в Москве в 1708 г. Книга была издана на Печатном дворе в 1710 г., а иллюстрации гравировались в Оружейной палате. Перевод с французского сделал переводчик посольского приказа Борис Волков, гравюры выполнил ученик Шхонебека Ян (Иоганн) Бликландт.

 

Книга А.Шхонебека стала одной из первых работ по фалеристике, вышедших на русском языке. Для русской аристократии того времени она представляла несомненный прикладной интерес. Ученые считают, что "Историа" Шхонебека оказала большое влияние на подготовку в 1720 г. проекта статута первого российского ордена - Св. Андрея Первозванного (учрежден в 1698/1699 г.)

 

Хранящиеся в РГБИ гравюры свидетельствуют об этапах работы над русским изданием "Истории" Шхонебека. Оттиски сделаны на листах тряпичной бумаги ручного производства, привезенной из Голландии: на многих листах видны водяные знаки (филиграни) с изображением герба города Амстердама – одного из распространенных клейм для бумаги того времени.

 

Изображения кавалеров монашеских орденов награвированы офортом, а подписи к ним сделаны от руки и представляют собой русский перевод латинских подписей и девизов. Они принадлежат, скорее всего, переводчику и выполнены орешковыми (железо-галловыми) чернилами характерного коричневого цвета. 27 листов несут следы корректуры красными чернилами (исправления грамматических ошибок и уточнение перевода), которую позднее делал справщик Московского печатного двора, оставляя на полях свои пометы в виде литер "СП" ("справил"). На некоторых листах сохранились следы красных сургучных печатей.

 

По мнению ученых, гравюры во время работы над русским вариантом книги Шхонебека могли находиться в составе так называемой "кавычной книги" - корректурного экземпляра с исправлениями и пометами работников Московского печатного двора, который имелся у каждого издания, выпускавшегося типографией. Предположительно, сначала в Гравировальной мастерской Оружейной палаты были сделаны оттиски иллюстраций, а затем листы были переданы на Московский печатный двор, где шла работа над текстом книги и где переводчик вписал тексты подписей.

 

Аналогичные экземпляры гравюр к этому изданию с рукописными пометами переводчика, а также текст самой книги с корректурой справщиков Печатного двора науке пока не известны.

 

На представленной гравюре император Константин Великий изображен в центре композиции в интерьере храма в окружении светских и духовных особ, с мечом в правой руке, прикасаясь концом к спине коленопреклоненного кандидата в рыцари. На первом плане четыре стоящих друг за другом кандидата (второй с конца вполоборота) с горящими свечами в руках. На дальнем плане за Константином изображены рыцари ордена и "лабарумы" - штандарты с монограммой Иисуса Христа на конце древка.