Top.Mail.Ru

[Пашков П.П.]. [Портрет пожилой женщины] [Уникальная графика] / П.П. Пашков. - 1927. – Бумага, угольный карандаш; 16,4х11 см. Инв. № Ор.4514

 

«Иконография НЭПа» - коллекция рисунков художника Павла Пашкова

 

В собрании оригинальных работ Российской государственной библиотеки искусств выделяется коллекция рисунков художника Павла Павловича Пашкова (1872-1952), который в 1920 – 1940-е годы работал в Государственной театральной библиотеке, возглавляя Отдел внешнего оформления зрелища. Эта коллекция насчитывает более 1000 работ художника, начиная с 1890-х и кончая началом 1940-х годов.

 

Родившись в семье иконописца, Павел Павлович Пашков, как и четверо его младших братьев, выбрал судьбу художника. По окончании Строгановского художественно-промышленного училища, он остался в нем преподавателем и в течение почти 30 лет вел курсы рисунка, живописи акварелью, творческого рисования, стилизации и композиции. Его учениками были такие известные художники, как С. В. Герасимов, В.М. Ходасевич, Л.В. Маяковская, Ф. Ф. Федоровский и др. Как художник П. П. Пашков работал в области станковой живописи, декоративного рисунка, книжной и промышленной графики. Пашкова, преподавателя и художника, отличала требовательность к визуальной законченности мысли: прекрасно владея искусством твердого штриха, он прививал эту твердость и своим ученикам, получив в студенческой среде прозвище «Штрих».

 

После революции Пашков ушел из Строгановского училища, в 1921-1923 годы преподавал на Драматических курсах Академического Малого театра, где вел историю изобразительного искусства, затем материальной культуры и костюма. С 1930 года П.Пашков - профессор Текстильного института в Москве, где преподавал историю орнамента и костюма на факультете конструирования одежды, а в 1938-м стал деканом факультета композиции. Среди его учеников - выдающиеся художники советского кино О.С.Кручинина и Г.В. Ганевская.

 

Работа в школе Малого театра, обширные познания по истории изобразительного искусства, орнамента, костюма, глубокое проникновение в закулисную жизнь театра, осведомленность в особенностях сценического действа и его потребностях, любовь к книгам позволили ему стать одним из ведущих сотрудников Государственной Театральной библиотеки, в которую он пришел в 1924 году.

 

Подавляющая часть рисунков Пашкова, хранящихся в РГБИ, созданы именно в период его работы в библиотеке. Художественное чутье, дарование рисовальщика, необычайная наблюдательность позволили ему не только подбирать необходимый режиссеру и художнику материал, но и быстрыми набросками, сделанными на-ходу во время консультации, создать визуальный образ и помочь постичь его.

 

Особенно это требовалось при осуществлении «злободневных» постановок. До художника дошли жалобы актеров о …незнании современного человека, его поведения, жестов, эмоций, манер. Пашков в течение нескольких лет зарисовал для театра городские типажи тех лет. Галерея «очкастых», «губастых», «носатых» людей, модные прически, головные уборы, тонко подмеченные детали одежды, мимика, жесты, своеобразная  «игра» ногами, портфелями, палками, акцентирующая позу человека ( читающего, пишущего, ожидающего и т.д,) – все это стало чрезвычайно ценным материалом для сценических постановок из современной эпохи. Это были перенесенные на бумагу мгновения смены состояний, блестящая мимика, живость захваченных врасплох поз.

 

В 1927 г. в Государственной театральной библиотеке прошла «Выставка оригинальных зарисовок» П.П.Пашкова. Сам Павел Павлович называл эти рисунки «зарисовки с натуры, без ведома натуры».
640 демонстрировавшихся рисунков делились на следующие  циклы: «Проблема пола», «Матери», «Ожидают», «Маски», «Няньчат», «Вихрастые», «Работают», «Пьют-едят», «Читают», Глядят», «Прически», «заседатели», «Разговаривают», «Играют», «Спят», «Женские уборы головы», «Мужские уборы головы».

 

«Зарисовки Пашкова и их специфическая польза в театральной работе заключается в том, что художник отмечает именно то, что ловит его взгляд и чего может не заметить, не наблюсти разбрасывающийся взгляд артиста и режиссера. Наш театр в целых постановках и в ряде отдельных затруднительных случаев, прибегал к помощи готовых на услуги «пашковских папок», и все, что было почерпнуто оттуда, в походке, в позе, в отдельных манерах держать трость или носить пенснэ – получилось ярко и убедительно», - писал режиссер Малого театра Ф.Н. Каверин. «Незаменимый материал по гриму, по костюму. Я неоднократно пользовалась ими для многих пьес», - вспоминала актриса Малого театра народная артистка СССР Е.Д.Турчанинова.

 

Рисунки Пашкова - не просто реалистические образы, а острохарактерные психологические портреты, нередко сатирической направленности. Чаще всего художник мастерски сочетает живую, сочную линию контура с динамичной светлой и темной штриховкой и пятнами – растушевками, точно выявляющими форму в контрасте со светлыми плоскостями лица  и фона. Сотни рисунков изображают людей, обуреваемых мелкими страстями: самодовольством, гневом, подозрительностью, страхом, грубостью, высокомерием.  Эти и многие другие оттенки человеческих cостояний, выраженные прежде всего мимикой лица, особенно интересуют художника.  Для достижения большей остроты  образа художник  активно применяет методы утрирования, деформации формы лиц. Зарисовки Пашкова при всей быстроте их исполнения отличаются глубиной психологизма, необычайной жизненностью образов. При взгляде на них вспоминаются персонажи из рассказов современников П.П.Пашкова - М.Зощенко, Ю. Олеши, М.Булгакова.

 

Коллекция рисунков П.П.Пашкова была приобретена в 2011 году у известного коллекционера  С.И. Григорьянца. Ее уникальность состоит в том, что характерные зарисовки художника принадлежат ко 2-й половине 1920-х – началу 1930-х годов и передают типажи времен расцвета и угасания НЭПа в Советской России. Рисунки поражают своей виртуозностью и точностью. Они несут в себе характерные черты той эпохи, преломленные через яркую индивидуальность автора. Огромное множество портретных изображений выполненных, в основном, угольным карандашом, иногда с применением цветных карандашей (синего и красного цветов) или простым карандашом. На многих листах аккуратно проставлены даты, охватывающие примерно десять лет, иногда с календарной точностью до дней. Особое значение коллекции для РГБИ состоит в том, что рисунки созданы автором в годы его работы в библиотеке, многие в ее стенах.