Ruxner G., Thurnier Buch: warhaffte eigentlich und kurtze beschreibung, Von Anfang, Ursachen, Ursprung und Herkommen der Thurnier im Heyligen Romischen Reich Teutscher Nation... - Frankfurt a. M. : gedruckt durch Paulum Reffelern, in verlegung Sigmund Feyerabends, 1578 . - CCXLIII, LXXXI, [27] Bl. : ill. 2°; [Авт. указан в предисловии издателя на л. [3]] Инвентарный номер 015402; ОРК.
Рыцарские бои: история и легенды
Автором этого весьма популярного и востребованного учёными и любителями труда об истории рыцарских турниров [«Книга турниров»] был некий герольд Георг Рюкснер (1494—1526?). О самом Рюкснере (Рикснере?) известно немного. Он был церемониймейстером Императора Священной Римской империи Максимилиана I, большого любителя и участника рыцарских турниров, содействовал выборам на престол Карла V, был автором работ по генеалогии и геральдике. Три раза в течение XVI столетия книгу публиковали европейские типографии, и этот факт — редчайший для того времени.
Книга турниров — настоящий средневековый бестселлер, с 1530 года ее использовали даже как «справочник знати», издание по истории происхождения дворянских родов и их гербов. Но уже тогда некоторые сведения, которые приводит Рюкснер в своей книге, вызывали сомнения. Скорее всего, первые 14 из описанных им турниров являются легендами, сочиненными для того, чтобы узаконить права дворян, чьё происхождение с точки зрения генеалогии было не безупречным. На сегодняшний день, считают исследователи, можно доверять информации, начиная только с 15-го турнира.
Впервые труд был напечатан уже после смерти Рюкснера в 1530 году в немецком городе Зиммерне [Anfang, ursprung und herkom[m]en des Thurniers inn Teutscher nation...[Siemern] : [Hieronymus Rodler], 1530]. Зиммернское издание включает описание турниров со времён крестовых походов и до 1487 года (всего 36).
Описания унифицированы: сначала — номер турнира, затем — герб приглашающего герцога или рыцаря в окружении гербов прошлых победителей, а также герб города, в котором турнир проходил. Участвующий рыцарь должен был привезти с собой двух дам, так как турнир был ещё и рынком невест. Мероприятие начиналось в понедельник и длилось всю неделю. В понедельник определялось предварительное количество участников, а также списки судей. Во вторник шёл осмотр доспехов и испытывалось оружие, изучалась история происхождения того или иного рыцаря на протяжении не менее четырёх поколений. Те, чей рыцарский род не принимал участия в турнирах более 50 лет, отвергались. Не допускались: лжесвидетели, клеветники, предатели, ростовщики, грабители, убийцы, прелюбодеи или господа, бросившие тень на честь женщины. В среду и четверг проходили сами рыцарские бои. Начинались они по сигналу судебного пристава, который строго следил за соблюдением правил. С нарушителей срывали доспехи и отдавали герольдам и слугам в качестве трофея.
Индивидуальные бои были особенно увлекательным зрелищем, участники одевались в лёгкие доспехи, но вооружались для безопасности тупым копьём. А вот гонка проходила уже в полной боевой броне и с острыми копьями. В пятницу, после пережитых драм, рыцари отправлялись на праздничные пиры с танцами, на которых чествовали победителей. Для торжеств был свой регламент — например, запрещались чрезмерно богатая одежда и золотые украшения, что открывало дорогу к участию в мероприятии малообеспеченным дворянам и их семьям.
Следующее (второе), наиболее распространённое, издание вышло в 1566 году уже во Франкфурте-на-Майне (Ruxner G., Thurnier Buch: Von Anfang, Ursachen... - Frankfurt a. M. , 1566) при участии издателя Зигмунда Фейерабенда (1528–1590). В нём появились изумительные гравюры на дереве (ксилографии) Йоста Аммана (1539–1591), выдающегося гравера Северного Возрождения. Мастерство Аммана шлифовалось в Нюрнберге, в самой сильной школе гравюры, к которой относился и Альбрехт Дюрер. Амман фактически заменил главного художника издательства во Франкфурте, которое и осуществило описываемый проект. Выдающиеся книжники (Зигмунд Фейерабенд и Йост Амман) сделали вдвоём почти 50 изданий. Все персонажи на изображениях одеты в костюмы XVI века, к какому бы турниру не относилась данная история.
По сравнению с первым изданием, увеличилось количество гравюр, появились дополнительные изображения оружия, и сама книга была значительно расширена: к первой части — турнирной книге Рюкснера с оригинальными дополнениями издателей добавлена вторая часть — описание пяти турниров, организованных эрцгерцогом Австрийским Максимилианом в честь императора Фердинанда I и герцога Баварского Альбрехта в Вене; третья часть описывает игры, проведенные по случаю прибытия испанского короля Филиппа I в Бинц 22 августа 1549 года.
Описание экземпляра
Экземпляр РГБИ опубликован там же во Франфурте и тем же издателем Зигмундом Фейерабендом, но чуть позже, в 1578 году. В нём есть некоторые отличия от предыдущего, например, заглавная гравюра. Это издание в нашей стране является очень редким, впрочем, как и в мире. Именно с этого издания в XVII веке делались многочисленные рукописные списки.
Сохранился родной цельнокроеный переплёт слегка потемневшего бежевого цвета из свиной кожи с изысканным блинтовым тиснением и застёжками из латуни. На переплёте различимы следы горения. Книжный блок изготовлен из льняной (тряпичной) бумаги. Титульный лист экземпляра свидетельствует о нарастании барочных тенденций в книжном дизайне. Он наполняется символами, становится избыточным, на странице практически не остаётся свободного пространства. Акцент сделан на шрифт и двуцветный вариант заглавия. Оно обрамлено сложным растительным орнаментом, переплетающимся с многословным названием книги. Разноформатный размер старонемецкого шрифта «фрактура» образует фигуру, сходящуюся на конус. Повторно в уменьшенном размере эта фигура повторяется, переходя на овальную гравюру в декоративной квадратной рамке с образом мифологической женской фигуры, символизирующей надежду, веру, мудрость, милосердие, терпение (Spes, Fides, Prudentia, Charitas, Patientia).
На форзаце привлекают внимание любопытные следы бытования книги — экслибрисы (ярлыки).
Первым располагается герб рода Waldner de Freundstein [Вальднер де Фройндштайн], аристократов из Германии, с двумя собаками по бокам и короной в центре. На книге стоят инициалы F. L. Вероятно это барон Франсуа Луи, впоследствии граф.
Другой экслибрис принадлежит князю Николаю Викторовичу Гагарину (1873–1925). На форзацном листе в овальной рамке прекрасно различим семейный герб. Николай Викторович, офицер, коллекционер, библиофил, наследник знаменитой усадьбы Гагариных на Новинском бульваре, разбомбленной в 1941 году. После революции князь эмигрировал во Францию, там и скончался. От отца Виктора Николаевича он унаследовал прекрасную библиотеку и продолжал пополнять ее. «Книга турниров» возможно была привезена из Германии матерью Николая Викторовича, баронессой Будберг или же обнаружена в запасниках отца. Вензель «TG» с порядковым номером 250 (очевидно инвентарный) и небольшим фрагментом герба Гагариных символизирует союз двух семейств: Гагариных и Трубецких. Первым браком Виктор Николаевич был женат на Марине Николаевне Трубецкой.
После эмиграции владельца фолиант оказался в фонде Наркомпроса, куда стекались книжные ценности бывших дворянских семейств. В первые годы советской власти комплектаторы Театральной библиотеки использовали этот ресурс для пополнения своих фондов.
Экземпляр отмечен также и уникальными автографами. В первую очередь, это записи железогалловыми чернилами на вклеенном листе перед титулом и на последней странице. Неустановленный автор описывает содержание имеющихся в книге турниров. Возможно, это то же лицо, которое на титульном листе оставило запись «Rosaceusis 1847». Это слово содержит корень «роза». Вероятно, имеется ввиду раскраска титульного листа — кроме обычной черной краски на нем имеется и яркий тон.
Описанный документ издания XVI века является подлинным раритетом, представляет выдающуюся библиофильскую ценность и служит источником сведений по истории книгопечатания, а также рыцарства, геральдики, костюма.
Экземпляр РГБИ сохраняется в полностью аутентичном виде и никогда не подвергался реставрации.