Top.Mail.Ru

Ruxner G., Thurnier Buch: warhaffte eigentlich und kurtze beschreibung, Von Anfang, Ursachen, Ursprung und Herkommen der Thurnier im Heyligen Romischen Reich Teutscher Nation... - Frankfurt a. M. : gedruckt durch Paulum Reffelern, in verlegung Sigmund Feyerabends, 1578 . - CCXLIII, LXXXI, [27] Bl. : ill. ; [Авт. указан в предисловии издателя на л. [3]] Инвентарный номер 015402; ОРК.

 

Рыцарские бои: история и легенды

 

Автором этого весьма популярного и востребованного учёными и любителями труда об истории рыцарских турниров [«Книга турниров»] был некий герольд Георг Рюкснер (1494—1526?). О самом Рюкснере (Рикснере?) известно немного. Он был церемониймейстером Императора Священной Римской империи Максимилиана I, большого любителя и участника рыцарских турниров, содействовал выборам на престол Карла V, был автором работ по генеалогии и геральдике. Три раза в течение XVI столетия книгу публиковали европейские типографии, и этот факт — редчайший для того времени.

 

Книга турниров настоящий средневековый бестселлер, с 1530 года ее использовали даже как «справочник знати», издание по истории происхождения дворянских родов и их гербов. Но уже тогда некоторые сведения, которые приводит Рюкснер в своей книге, вызывали сомнения. Скорее всего, первые 14 из описанных им турниров являются легендами, сочиненными для того, чтобы узаконить права дворян, чьё происхождение с точки зрения генеалогии было не безупречным.   На сегодняшний день, считают исследователи, можно доверять информации, начиная только с 15-го турнира.

 

Впервые труд был напечатан уже после смерти  Рюкснера в 1530 году в немецком городе Зиммерне [Anfang, ursprung und herkom[m]en des Thurniers inn Teutscher nation...[Siemern] : [Hieronymus Rodler], 1530]. Зиммернское издание включает описание турниров со времён крестовых походов и до 1487 года (всего 36).

 

Описания унифицированы: сначала — номер турнира, затем — герб приглашающего герцога или рыцаря в окружении гербов прошлых победителей, а также герб города, в котором турнир проходил. Участвующий рыцарь должен был привезти с собой двух дам, так как турнир был ещё и рынком невест. Мероприятие начиналось в понедельник и длилось всю неделю. В понедельник определялось предварительное количество участников, а также списки судей. Во вторник шёл осмотр доспехов и испытывалось оружие, изучалась история происхождения того или иного рыцаря на протяжении не менее четырёх поколений. Те, чей рыцарский род не принимал участия в турнирах более 50 лет, отвергались. Не допускались: лжесвидетели, клеветники, предатели, ростовщики, грабители, убийцы, прелюбодеи или господа, бросившие тень на честь женщины. В среду и четверг проходили сами рыцарские бои. Начинались они по сигналу судебного пристава, который строго следил за соблюдением правил. С нарушителей срывали доспехи и отдавали герольдам и слугам в качестве трофея.

 

Индивидуальные бои были особенно увлекательным зрелищем, участники одевались в лёгкие доспехи, но вооружались для безопасности тупым копьём. А вот гонка проходила уже в полной боевой броне и с острыми копьями. В пятницу, после пережитых драм, рыцари отправлялись на праздничные пиры с танцами, на которых чествовали победителей. Для торжеств был свой регламент — например, запрещались чрезмерно богатая одежда и золотые украшения, что открывало дорогу к участию в мероприятии малообеспеченным дворянам и их семьям.

 

Следующее (второе), наиболее распространённое, издание вышло в 1566 году уже во Франкфурте-на-Майне (Ruxner G., Thurnier Buch: Von Anfang, Ursachen...  - Frankfurt a. M. , 1566) при участии издателя Зигмунда Фейерабенда (1528–1590). В нём появились изумительные гравюры на дереве (ксилографии)  Йоста Аммана (1539–1591), выдающегося гравера Северного Возрождения. Мастерство Аммана шлифовалось в Нюрнберге, в самой сильной школе гравюры, к которой относился и Альбрехт Дюрер. Амман фактически заменил главного художника издательства во Франкфурте, которое и осуществило описываемый проект. Выдающиеся книжники (Зигмунд Фейерабенд и Йост Амман) сделали вдвоём почти 50 изданий. Все персонажи на изображениях одеты в костюмы XVI века, к какому бы турниру не относилась данная история.

 

По сравнению с первым изданием, увеличилось количество гравюр, появились дополнительные изображения оружия, и сама книга была значительно расширена: к первой части — турнирной книге Рюкснера с оригинальными дополнениями издателей добавлена вторая часть — описание пяти турниров, организованных эрцгерцогом Австрийским Максимилианом в честь императора Фердинанда I и герцога Баварского Альбрехта в Вене; третья часть описывает игры, проведенные по случаю прибытия испанского короля Филиппа I в Бинц 22 августа 1549 года. 

Описание экземпляра

 

Экземпляр РГБИ опубликован там же во Франфурте и тем же издателем Зигмундом Фейерабендом, но чуть позже, в 1578 году. В нём есть некоторые отличия от предыдущего, например, заглавная гравюра. Это издание в нашей стране является очень редким, впрочем, как и в мире.  Именно с этого издания в XVII веке делались многочисленные рукописные списки.

 

Сохранился родной цельнокроеный переплёт слегка потемневшего бежевого цвета из свиной кожи с изысканным блинтовым тиснением и застёжками из латуни. На переплёте различимы следы горения. Книжный блок изготовлен из льняной (тряпичной) бумаги. Титульный лист экземпляра свидетельствует о нарастании барочных тенденций в книжном дизайне. Он наполняется символами, становится избыточным, на странице практически не остаётся свободного пространства. Акцент сделан на шрифт и двуцветный вариант заглавия. Оно обрамлено сложным растительным орнаментом, переплетающимся с многословным названием книги. Разноформатный размер старонемецкого шрифта «фрактура» образует фигуру, сходящуюся на конус. Повторно в уменьшенном размере эта фигура повторяется, переходя на овальную гравюру в декоративной квадратной рамке с образом мифологической женской фигуры, символизирующей надежду, веру, мудрость, милосердие, терпение (Spes, Fides, Prudentia, Charitas, Patientia).

 

На форзаце привлекают внимание любопытные следы бытования книги экслибрисы (ярлыки).

 

Первым располагается герб рода Waldner de Freundstein [Вальднер де Фройндштайн], аристократов из Германии, с двумя собаками по бокам и короной в центре. На книге стоят инициалы F. L. Вероятно это барон Франсуа Луи, впоследствии граф.

 

Другой экслибрис принадлежит князю Николаю Викторовичу Гагарину (1873–1925). На форзацном листе в овальной рамке прекрасно различим семейный герб. Николай Викторович, офицер, коллекционер, библиофил, наследник знаменитой усадьбы Гагариных на Новинском бульваре, разбомбленной в 1941 году. После революции князь эмигрировал во Францию, там и скончался. От отца Виктора Николаевича он унаследовал прекрасную библиотеку и продолжал пополнять ее. «Книга турниров» возможно была привезена из Германии матерью Николая Викторовича, баронессой Будберг или же обнаружена в запасниках отца. Вензель «TG» с порядковым номером 250 (очевидно инвентарный) и небольшим фрагментом герба Гагариных символизирует союз двух семейств: Гагариных и Трубецких. Первым браком Виктор Николаевич был женат на Марине Николаевне Трубецкой.

 

После эмиграции владельца фолиант оказался в фонде Наркомпроса, куда стекались книжные ценности бывших дворянских семейств. В первые годы советской власти комплектаторы Театральной библиотеки использовали этот ресурс для пополнения своих фондов.

 

Экземпляр отмечен также и уникальными автографами. В первую очередь, это записи железогалловыми чернилами на вклеенном листе перед титулом и на последней странице. Неустановленный автор описывает содержание имеющихся в книге турниров. Возможно, это то же лицо, которое на титульном листе оставило запись «Rosaceusis 1847». Это слово содержит корень «роза». Вероятно, имеется ввиду раскраска титульного листа — кроме обычной черной краски на нем имеется и яркий тон.

 

 

Описанный документ издания XVI века является подлинным раритетом, представляет выдающуюся библиофильскую ценность и служит источником сведений по истории книгопечатания, а также рыцарства, геральдики, костюма.

 

 

Экземпляр РГБИ сохраняется в полностью аутентичном виде и никогда не подвергался реставрации.