Top.Mail.Ru

 

Camillo, Giulio. La idea del theatro dell'eccellentiss. m. Giulio Camillo. – In Vinegia : Appresso Baldassar Constantini al segno di san Georgio, 1550. – 48 carte: fig. gr. au titre; 8°; in Vinegia : per Pietro et Gioanmaria fratelli de Nicolini da Sabbio, 1550 [Tipografo]. Инвентарный номер 08546; ОРК.

Идея театра Джулио Камилло

 

Библиотека Общества русских драматических писателей — одна из коллекций, поступивших в состав книжного фонда РГБИ в разные годы. В фонде редких книг хранится экземпляр со штемпелем этой организации, его уникальность подтверждается наличием одноименного в Российской национальной библиотеке. Экземпляры, датированные одним и тем же годом, отличаются местом издания: Флоренция и Венеция. Можно с большой долей вероятности утверждать, что экземпляр венецианского издания в собрании РГБИ — единственный в России. В то время как в Германии, на родине европейского книгопечатания, издавалась лишь религиозная литература, Венеция была открыта для разных направлений мысли, в том числе для духовных поисков. Итальянское книгопечатание, претендующее на ведущее место, лидировало в XVI веке по количеству типографий (150), тиражей и изобретений для украшения книги: карманного формата, романского шрифта, курсива (италик), титульного листа.

 

Автора этой удивительной книги-палеотипа называли в эпоху Ренессанса «великолепный». Портрета Джулио Дельминио Камилло, легендарного мистика, писателя, архитектора и философа, не сохранилось, но его книга «Идея театра» — настоящий памятник интеллектуальной мысли, возникшей на стыке философии и архитектуры в эпоху Возрождения.

 

Камилло родился примерно в 1480 году, а ушел из жизни в 1544-м. Его труд, ставший широко известным, вышел посмертно. Приблизительно в первом десятилетии XVI века Камилло жил в Венеции и работал над своими мистическими идеями для Театра как магического места обретения сверхчеловеческой силы.

 

Поиски денег на воплощение мечты — построить Театр по собственному проекту и подтвердить обоснованность его гипотезы, приводят Камилло в 1530 году к королю Франциску I (1494–1547), отцу французского Возрождения и покровителю искусств, пригласившему к себе и Леонардо да Винчи, и Бенвенуто Челлини. Король, страстно любивший архитектуру, соглашается содействовать Камилло и выделяет ему 500 дукатов. По прошествии времени деньги закончились, и Джулио Камилло вернувшись в Италию, обосновался в Милане. Последние годы жизни философ жил под покровительством губернатора Милана маркиза дель Васто, который дал ему возможность преподавать в различных академиях. Известно, что Камилло смог построить лишь макет своего волшебного сооружения, но такой величины, что в нем могли уместиться даже два человека. Свой трактат Камилло, уже будучи смертельно больным, надиктовал своему ученику Джироламо Музио, который поверил в мечту своего учителя. Благодаря его усилиям труд сохранился. После смерти архитектора рукопись потерялась, а потом всплыла во Флоренции и Венеции в уже напечатанном виде. Изображения в ней отсутствуют, их Камилло просто не успел сделать.

 

Рассмотрим это произведение книжного искусства повнимательней: лаконичное, но изящное оформление издания. До сегодняшнего дня сохранились венецианская бумага мягкого переплета и шрифт заглавия на корешке. Фронтиспис отсутствует, но титульный лист полон гармонии золотого сечения всех элементов — основных (автор и заглавие) и дополнительных (место и год издания). По центру мерцает типографский знак издателя и книготорговца Бальдассара де Константини (appresso Baldassar de Costantini, al segno di S. Giorgio). Это был довольно известный венецианский книготорговец и издатель середины XVI века (приблизительно в 1541–1558 гг.), отметившийся не одним десятком книг светского направления, в том числе по медицине, музыке, юриспруденции, римской истории. Изображение состоит из нескольких элементов, нанизанных на кадуцей Его обвивают две коронованные змеи, смотрящие друг на друга. Жезл увенчан голубем, а снизу его держат две натруженные руки, выходящие из облаков. Змея —символ мудрости и медицинского знания, голубь — чистоты и невинности. Руки олицетворяли труд. Таким образом издатель соединил знание, чистоту помыслов и трудолюбие. К изданию были привлечены Бальдассаром де Константини замечательные типографы братья Пьетро и Джованни Мария из династии да Саббио, учившиеся мастерству под руководством семейства Альдо Мануция. Братья часто сотрудничали с различными издателями, используя свои печатные машины.

 

В книге карманного формата in octavo использован изящный, но четкий шрифт италика с гравюрами с инициалами в технике ксилографии на 1 и 3 листах. Одна из гравюр с запряженной павлинами колесницей Геры (Юноны) означает восхождение духа. В конце книжного блока еще раз повторяется знак типографии.

 

Театр Камилло освещала идея: в магическом пространстве человек приобретал необыкновенные свойства оратора или мага. В театре можно было хранить свои мысли и слова. И с уходом человека, они бы не исчезали, а сохранялись. Таким образом, пространство Театра переходит у Камилло в новое пространство, подобное библиотеке.