Top.Mail.Ru

Taubert, Gottfried.    Rechtschaffener Tanzmeister, oder grundliche Erklarung der Franzosischen Tanz–Kunst, : bestehend in 3 Buchern, deren das Erste historice des Tanzes Ursprung, Fortgang, Verbesserung... Das Andere methodice des so wol galanten als theatralischen Franzosischen Tanz–Exercitii Grund–Satze... und das Dritte discursive Derer Maitres, Scholaires, Assemblees, Balls, Hochzeit–Tanze... Endlich ist ein vollstandiges Register aller eingebrachten Sachen beigefuget worden / Gottfried Taubert. – Leipzig : bei Friedrich Landischens Erben, 1717. – 1176, 55 s., I front. – abb. Инвентарный номер 023260;  ОРК.

 

Философия менуэта

 

Монография легендарного танцевального мастера Готфрида Тауберта, появилась в фонде библиотеки в 1965 году в составе коллекции библиофила и театроведа Н.Д.  Волкова. Трактат «Rechtschaffener Tanzmeister («Истинный танцмейстер») был напечатан в 1717 году на пике эпохи барокко в Лейпциге, одном из центров германского книгопечатания, известными типографами Ландишенами. В 2017 году, через 300 лет после издания книги, в Лейпциг съехались исследователи и хореографы со всего мира и провели «Таубертиаду» – фестиваль искусства и культуры барокко. Чем же так отличился автор, имя которого не забыто на протяжении столь длительного времени?

 

Тауберт, как никто, повлиял на танцевальную культуру Европы, жаль только, что признание его заслуг для танцевального искусства и образования слишком запоздало... А причиной тому была ... сама книга, вернее её текст, написанный таким изощрённым барочным языком, что даже современники не всегда могли постигнуть ту глубину и широту материала, которым Тауберт поделился со своим читателем. Только в XXI веке появились толкователи этого произведения, оно было переведено на английский язык, прокомментировано, и тогда звезда Тауберта засияла вновь и особенно ярко.

 

Готфрид Тауберт (1670–1746) был сыном портного из Роннебурга, учился в Лейпцигском университете. Публичные уроки хореографии Готфрид брал ещё будучи студентом у известного хореографа Иоганна Паша. Освоив методику своего учителя, овладев профессиональным мастерством и навыками преподавания, Тауберт решился на опубликование своей книги. Несмотря на то, что университетское образование он получил по экономическому профилю и даже начал практиковаться в Данциге по торговому направлению, он всё же вернулся на родину и отдался своему увлечению. До конца своих дней уже в Цербсте Готфрид служил придворным учителем танцев и занимался написанием книг.

 

К тому времени во Франции уже ярко заявила о себе школа Рауля Оже Фёйе (Raoul Auger Feuillet) с её методикой, опубликованной в книге «Хореография», но в Германии, на родине Готфрида еще было много «врагов» танца.

Тауберт же был убеждён, что танец имеет Божественное происхождение и именно таким, всеобъемлющим и вселенским, он представил его в своей огромной, более чем 1200–страничной книге.

 

 Сложные построения Тауберта можно свести к трём основным постулатам. Теория – это наука, созданная мудрецами в соответствии с теми принципами, которые даны Богом. Она помогает осуществлять врождённое стремление человека к движению. Практика позволяет физически реализовать заложенное Богом и учёными. В этом разделе всё основано на принципах математики (арифметические метры и геометрические фигуры). И третий раздел – этика, она является конечной целью достижения гармонии падшего человечества. Она проявляется как видимое воплощение морали и добродетели через физическое движение.

 

В свою книгу он включил немецкий перевод книги Рауля Фёйе, таким образом отдавая пальму первенства в хореографии именно французам. В  труде Готфрида Тауберта содержится еще несколько приложений и даётся максимально широкая панорама сведений о танце: история, нравственность и важность танца для человеческого общения (автор так и называет его «социальный танец»), практические навыки танца, мастерство танцмейстеров и их взаимоотношения с учениками. Тауберт нашёл место в своем трактате и для народного танца.

 

Олицетворением всего труда является титульный лист и фронтиспис. На двуцветном барочном титульном листе название заполняет всё пространство. Смысл его легко уместить в основополагающей триаде – теория, практика, этика. На фронтисписе название в укороченном виде: «Совершенный мастер танца. Подготовлен для преподавания теории и практики» помещено в картуш, а все пространство листа занято гравюрой в резцовой технике. Она выполнена настолько филигранно по ремеслу и многогранна по смыслу, что заставляет читателя подолгу рассматривать её. На ней изображён сам автор-танцмейстер, но сразу в трёх ипостасях. Вверху композиции он, теоретик и философ, сидит, погружённый в свои мысли. Слева от центра он показывает движения своему ученику, а в правом нижнем углу руководит мужской танцевальной группой. Все в этом образе необыкновенно романтично – поза прислонившегося к авансцене танцмейстера, его задумчивый взгляд, изысканный, великолепно выгравированный камзол. А в центре закруглённой композиции гравюры группа оркестрантов аккомпанирует ритмичным движениям танцоров.

 

В книге имеются и другие гравюры, которые достойны того, чтобы их внимательно рассматривать.

 

Самые эмоциональные страницы книги, вторая глава, посвящены менуэту. Автор считал этот танец главным в танцевальном искусстве и придавал ему магический смысл. Разбирая этот танец общения, он делил его на прозаическую часть (стояние, шаги, поклоны и костюм) и поэтическую (непосредственно танцевальные движения).

 

Экземпляр РГБИ облачён в светло–бежевый пергамен и хранится в полностью аутентичном виде. Все гравюры дошли до нас без утрат; текст, выполненный фрактурой довольно крупного кегля, прекрасно различим и легко читается. На титульном листе имеется штемпель «Из библиотеки Николая Дмитриевича Волкова». А на форзаце можно заметить экслибрис книжного магазина А. Дейвнера, в котором она, вероятно, и была приобретена коллекционером. Балет был одним из главных увлечений Волкова в молодости, а в зрелости стал делом жизни. Оттого в его собрании так много уникальных книг о хореографическом искусстве, о которых мы ещё расскажем.