Top.Mail.Ru

Feuillet, R. A.   Choregraphie ou l`art de de`crire la dance, par caracteres, figures et signes de`monstratifs, avec lesquels on apprend facilement de soy-meme toutes fortes de dances. – Paris : Auteur&M.Brunet, 1700. – 106 p. : il. Инвентарный номер 020422; ОРК.

Конволют. – Приплетено:  Recuil de dance, composees par M. Pecour... / R.A.Feuillet. – Paris, 1700.

 

Пионер хореографии

 

Искусство танца, пожалуй, одно из самых древних видов творчества. Оно было и способом релаксации после тяжёлого труда, и выражением религиозного экстатического посыла, а со временем стало частью светского ритуала. Но сможем ли мы сейчас воспроизвести танцы античности или очень раннего Средневековья? Конечно, нет, ведь они не были записаны.  Только в эпоху Возрождения появились первые описания европейских танцев. Для них изобретались разные системы записи, но все они сводились к словесным перечислениям шагов и движений. А вот когда появилась Французская Академия танца, то произошёл мощный скачок. Возникло сразу несколько систем нотаций (записи шагов). Самой удобной и долговечной оказалась нотация Бошана-Фёйе, которая нашла своё словесное и изобразительное воплощение в 1700 году в книге Рауля-Оже Фёйе. С появлением системы записи танца рождается и искусство хореографии.

 

 

Фейё (1653 г. или 1659/60 гг. — 1710 г.) был французским балетмейстером, хореографом и нотатором. Он много привнёс в развитие хореографического искусства, а стиль, который он разрабатывал, стал называться танцем барокко. Фейё первым назвал пять позиций ног в балете, подытожил разработки более ранних хореографов и систематизировал их в своей книге. При этом само изобретение кодификации ног некоторые исследователи приписывают его старшему современнику балетмейстеру, танцовщику и композитору Пьеру (Шарлю-Луи) Бошану (1631–1705).  Перед своей смертью в 1704 году тот даже пытался защитить свое авторство, но никаких документальных подтверждений так и не смог предоставить. На книге, в которой впервые была описана хореографическая нотация, так и осталось только одно имя — его последователя Фейё.

 

Автор книги скрупулёзно описал систему танцевальных обозначений пяти положений ступней и шести движений ног: плие, релеве, соте, кабриоль, томбе и глиссе. Но это — не всё. С помощью предложенной кодификации можно описать также и положение тела танцора, направление движения его коленей и бёдер. Каждый штрих в этих записях имеет значение для рисунка узора самого танца. Последовательность танцевальных движений — это так называемый тракт (трек, дорожка). И он соответствует линиям тактов в партитуре. По сторонам тракта помечаются знаки, которые обозначают шаги танцоров.

 

Книга дала колоссальный толчок к развитию балета, а ее появление произвело огромное впечатление на современников. В своей великой Энциклопедии Дени Дидро отдал этому предмету целых десять страниц. А уже в 1706 году книгу перевели на английский язык, это сделал Джон Уивер. Однако в России книгу на русском языке издали совсем недавно в 2010 году в издательстве «Доленко» (Фёйе, Рауль-Оже. Хореография или Искусство записи танца / пер., коммент., вступ. ст. Н. Кайдановской. – Москва, 2010).

 

Экземпляр РГБИ представляет собой первое издание трактата Фейё, очень редко встречающееся. В нём в один конволют собраны три книги хореографа.  Титульные листы решены в раннем классическом стиле с использованием французской антиквы, но они сохраняют некоторые барочные элементы. В том числе, декоративные сердечки с изобильным растительным орнаментом и великолепными колонтитулами и заставками в той же стилистике. Каждая страница с рисунками символизирует план танцевального зала или сцены с месторасположением танцоров. В оформлении книги использованы гравюры на дереве, причём, если на странице текста мало, а в основном рисунки и музыкальные партитуры, то страница выгравировывалась целиком.

 

Книга совершенно замечательна и своим уникальным провенансом. Экземпляр в оригинальном кожаном переплёте с тиснёным корешком дошёл до нашего времени в удовлетворительном состоянии. На форзаце прекрасно различимы несколько автографов, выполненных чернилами и карандашом. Запись карандашом сделана выдающимся российским хореографом и танцовщиком Касьяном Голейзовским (1892–1970). Он зафиксировал название книги и дату её приобретения в 1950 году. Записи железо-галловыми чернилами принадлежат предыдущим владельцам из Лейпцига и датированы концом XIX века.

 

На титульном листе конволюта и на всех последующих аллигатах ярко выделяются экслибрисы (штемпели) известного балетомана и библиофила Лео Сильвы, выполненные красными чернилами. Известно, что библиотека этого коллекционера была по инициативе Михаила Фокина в 1907 году приобретена Дирекцией императорских театров и передана балетному училищу в Санкт-Петербурге. При регистрации книг под штемпелем фиксировалась принадлежность этому учебному заведению. Таким образом помечалась вся коллекция.

 

На нашем экземпляре ничего подобного нет. Поэтому мы можем предположить, что часть книг из библиотеки Лео Сильвы была пущена в свободную продажу. Книгу приобрёл великий реформатор балета, библиофил и энциклопедист Касьян Ярославович Голейзовский. Современники сообщают, что в его библиотеке было около восемнадцати тысяч томов. В 30–60 гг. он подвергался гонениям как формалист и приверженец эротики в режиссуре, иногда бедствовал. Чтобы выжить, он продавал книги из своей замечательной библиотеки. Описываемое издание и было приобретено комплектаторами РГБИ в букинистическом магазине в 1973 году (после смерти владельца) за 75 рублей.

 

И теперь этот книжный памятник, содержащий множество гравюр и нот, является украшением нашей коллекции редких книг.