Top.Mail.Ru

 

Грибоедов, Александр Сергеевич. Горе от ума: Комедия в 4 д.: С 32 рис. акад. П. А. Соколова. - СПб.: Общественная польза, 1866. - [5], 122 с.: ил. Инвентарный номер 278777; ОРК.

 

Театральный автограф и вечная классика

 

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829) – произведение удивительной судьбы, увековечившее имя своего создателя в мировой культуре. Известно, что окончательному, общепризнанному тексту комедии предшествовали несколько авторских вариантов. В отсутствии цензурного разрешения пьеса могла публиковаться лишь со значительными сокращениями и имела хождение в рукописных списках, отличавшихся друг от друга. К постановке на сцене также допускались только отдельные явления. Только в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком, уже после смерти автора.

 

Первые иллюстрации к сценам из «Горе от ума» появились в книге «А. С. Грибоедов и его сочинения», изданной в 1858 году Евграфом Серчевским, а через несколько лет читательская публика высоко оценила 25 изящных рисунков М. С. Башилова из первого полного (без купюр) издания типографии Н. Л. Тиблена (СПб, 1862). Затем свет увидело «Полное иллюстрированное второе издание» книгопродавца К. И. Шамова (М., 1863) с рисунками И. Е. Иогансона. А перед нами – одно из самых редких богато иллюстрированных изданий пьесы «Горе от ума», оформленное 32 рисунками русского живописца и скульптора Павла Петровича Соколова (1826–1905), академика Императорской Академии художеств.

 

Книга была издана в 1866 году в Санкт-Петербурге Товариществом «Общественная польза», которое возникло в 1858 году и называлось сначала «Торговый дом под фирмою Ст. Дм. Струговщикова, Гр. Дан. Похитонова, Ник. Ив. Водова и Ко». Первое время миссия этого торгового дома заключалась в выпуске естественно-научной литературы, а также в организации публичных образовательных лекций. «Торговый дом» располагал собственной типографией, словолитней, литографией, переплетной мастерской, книжным магазином и даже фотографическим павильоном. Книги, изданные «Общественной пользой» характеризовали как сухие и сугубо научные, написанные языком учебника, непригодные для широкой читательской аудитории.

 

Выход роскошного издания «Горе от ума» в издательстве с преимущественно научным репертуаром стал настоящим событием в книжном мире второй половины XIX в. Текст напечатан по Булгаринскому списку, все листы книги оформлены орнаментной рамкой, изящно обвивающей текст и иллюстрации, изображение А. С. Грибоедова выполнено Е. Даммиллером с портрета кисти художника М. И. Теребенева. Важная деталь – на титульном листе издатель допустил опечатку в инициале отчества художника: не П. А. Соколов, а П. П. Соколов – самобытный иллюстратор произведений русских классиков, средний сын родоначальника жанра русского акварельного портрета Соколова Петра Фёдоровича (1787–1848).

 

П. П. Соколов – ученик Карла Брюллова, окончил Академию художеств в 1849 глду в звании «неклассного художника» (не получившего класса в «Табеле о рангах»), но в 1864 году все-таки стал академиком и его работы встречаются на страницах журнала «Всемирная иллюстрация». К. С. Кузьминский в своем труде «Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX вв.» (М., 1937), характеризуя работу художника над «Горем от ума», написал: «…Соколов не столько интересовался бытом, сколько отдельными типами и их внутренним содержанием… Соколов – портретист, но только в иллюстрациях к данному произведению. Прочие его иллюстрации, наоборот представляют собой сложные жанровые картины».

 

Книга обладает ценностью антикварного значения, обусловленной полиграфическими достоинствами издания и историей бытования экземпляра РГБИ. Под крышками цельнокожаного владельческого переплета с золотым тиснением, корешком, декорированным четырьмя бинтами, сохранились не только все родные элементы книги, но и уникальная вклейка. Она включает обложку и титульный лист из другого экземпляра издания, которые украшает необычная содержательная дарственная надпись, посвященная знаменитому театральному режиссеру Николаю Ивановичу Горчакову (1898–1958).

 

Книжный раритет с развернутым или художественно исполненным автографом – привычное явление для фондов РГБИ, но это настоящий эксклюзив: книга была подписана 19 декабря 1923 году в день памяти святого Николая Чудотворца благодарными учениками Школы 3-й студии МХТ им. Евгения Вахтангова. 25 пожеланий ко дню ангела уважаемого режиссера и по случаю выпускного спектакля «Битва жизни» оставили тогда ещё молодые деятели театра, среди которых Вера Петровна Марецкая, Василий Александрович Орлов, Иван Михайлович Кудрявцев, Владимир Августович Степун и др. Вклейка с этой дарственной надписью настоящая библиофильская загадка: возможно именно этот экземпляр преподносили ученики-вахтанговцы Горчакову, но есть мнение, что она «перекочевала» сюда позже, по воле прежнего владельца, желающего сохранить эти драгоценные строки. Как бы то ни было, это духовный дар для читателя и театрала, обогативший фонды нашей библиотеки.