Top.Mail.Ru

Деньшин, Алексей Иванович. Вятская глиняная игрушка в рисунках: Раскраска рисунков ручная, яичными красками, точно скопированными с подлинников. – М., 1917. – 21 с., 50 л. ил. Инвентарный номер 4171; ОРК.

 

Книга художника о дымковском промысле

 

Алексей Иванович Деньшин (1893–1948) – русский художник, живописец-пейзажист, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, родился в старинном русском городе Вятке (в 1934 году переименован в г. Киров). Большой патриот родной земли Деньшин известен как один из создателей Вятского художественно-исторического музея, но главным делом его жизни стало возрождение и сохранение промысла дымковской (вятской, кировской) игрушки. Родина этих расписных лепных фигурок из глины – слобода Дымково (ныне входит в состав г. Кирова), где, начиная с XV столетия, их лепили и расписывали преимущественно женщины. Среди разнообразия фигурок и композиций часто встречаются свистульки в виде всадников, лошадок, птиц. Этот народный инструмент восходит еще к древним ритуалам и земледельческим культам, а на вятской земле игрой на свистульке сопровождался самобытный народный праздник «Вятская свистунья», или «Свистопляска». Позже, с утратой магического значения, свистульки превратились в детскую забаву и декоративные украшения.

 

С конца XIX века стали популярны фабричные гипсовые статуэтки «под фарфор», а в истории дымковской игрушки наступает период упадка. Только одна дымковская мастерица продолжила лепить её по старинке. Творчество Анны Афанасьевны Мезриной (1853–1938) искусствовед Н.Н. Менчикова называла «связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц».  Именно к Анне Афанасьевне приходил за вдохновением юный Деньшин, на тот момент художник-самоучка, и начал создавать свои рисунки, которые вошли в его альбомы, посвященные вятской игрушке. После Октябрьской революции 1917 года художник стал всерьез заниматься изучением истории и технологии дымковского промысла. Отмечая угасающий интерес к нему, опасаясь его полной утраты и пытаясь привлечь к нему внимание советской власти, художник создает альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами.

 

Перед нами – издание самого первого альбома, созданного художником вручную, литографированным способом, тиражом 300 экземпляров. Этой книгой Деньшин первым заявил о высоких художественных достоинствах вятской игрушки, позволяющих считать ее настоящим искусством. Текстовая часть альбома содержит как старинные предания, так и секреты мастериц по лепке, обжигу и раскрашиванию. За текстом следует перечень рисунков с названиями игрушек, а далее, на отдельных листах нумерованные изображения, каждое из которых раскрашено Деньшиным от руки по литографированному контуру. Каждый экземпляр этого уникального издания украшает автограф художника, выполненный синим карандашом и расположенный под рисунком 1 «Нянька с ребятами». В дневниках жены художника сохранились отзывы на альбом.  Например, Александр Николаевич Бенуа написал: «Книжка Алексея Ивановича Деньшина “Вятская игрушка” принадлежит к лучшему и самому милому, что сделано в этой области», а в заключение добавил, что от книжки «веет совершенной подлинностью».

 

Экземпляр из коллекции раритетов нашей библиотеки сохранился в любительском переплете из бумаги и коленкора. Ценно, что целиком сохранен нижний лист родной обложки, а значительный фрагмент ее верхнего листа с рисунком 45 украшает переплетную крышку.  Это позволяет наиболее точно представить первоначальный образ книги, ставшей настоящей антикварной ценностью, чрезвычайно редко встречающейся на букинистических торгах. Ее тиражный аналог 1929 года — более частое явление в библиофильских коллекциях.

 

Книга была создана ещё до того, как Деньшин официально возглавит дымковский промысел и соберет команду единомышленников, куда войдут как мастерицы старшего поколения, так и их молодые преемницы. Эта страница жизни художника относится к 1930-м –  1940-м, и годы Великой Отечественной войны станут нелегким испытанием для хранителей вятской игрушки. В своей автобиографии, написанной 20 июля 1948 года, Деньшин вспоминал: «…все наши знаменитые старушки-мастера боялись, что в эту трудную военную пору Дымковская игрушка не пойдёт и будет никому не нужна, оказалось наоборот. Мы не успевали выполнять заказы… она расходилась мгновенно, в местных магазинах спрос на неё был огромный, особенно со стороны большой массы эвакуированных. Сейчас только мне стал понятен тогда необъяснимый парадокс – на тяжёлом, суровом фоне военных дней Дымковская глиняная игрушка была радостным красочным пятном, проникнутым бодростью и оптимизмом русского народного творчества». В этих последних словах – главный смысл жизни большого художника: радовать, любить и хранить соль земли русской, которая заключена в творчестве, в искусстве, в народных промыслах.