Top.Mail.Ru

Крылов, Иван Андреевич (1769 - 1844). Трумф: Шуточная трагедия в 2 действиях. – Б.м., [не ранее 1800]. - [72] с.; 22 см.

 

Рукописный список пьесы Крылова

 

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) известен широкому кругу читающей публики как баснописец, а между тем свой сатирический дар он начал раскрывать с драматических произведений и на протяжении своей творческой жизни не раз обращался к этому жанру. Некоторые из пьес ходили в списках, именно такой экземпляр обнаружен специалистами РГБИ в фонде рукописных пьес. Речь идет о шуто-трагедии в двух действиях «Трумф» (второе название – «Подщипа»). Подобные списки хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ), фонд № 397, опись 716. Этот факт не простая случайность, ведь именно Императорской Публичной библиотеке (ныне РНБ) Крылов посвятил 30 лет вдохновенной службы, коллекционируя книжные редкости, работая над библиографическими указателями и Славяно‐русским словарём.

 

Жизненный путь И. А. Крылова начался в небогатой семье армейского офицера, и он не имел возможности получить должное образование. Но любовь к чтению книг из отцовского сундука повлияла на дальнейшую судьбу будущего яркого представителя отечественной литературы, издательского и библиотечного дела. И куда бы ни приводили Крылова поиски своего назначения, а порой и заработка на жизнь, смыслом его деятельности было острое печатное слово: и как основателя сатирических журналов («Почта духов», «Зритель»); и как библиотекаря; и как личного секретаря и семейного учителя детей князя Сергея Федоровича Голицына (1749 –1810).

 

С.Ф. Голицын вошёл в историю как блестящий военачальник екатерининской эпохи, но в кругу библиофилов и театралов он, прежде всего – большой знаток и коллекционер книг, шедевров искусства, основатель собственного домашнего театра. Впав в немилость к императору Павлу I, князь с семьёй и личным секретарём И.А. Крыловым в 1797 г. прибыл в родовую усадьбу при селе Казацком Черкасской области. Именно здесь, в атмосфере творчества и некоторого свободомыслия Крылов проведет четыре последующих года в и создаст наряду с комедией «Пирог» и басней «Свинья под дубом» свою шуточную трагедию «Трумф».

 

Пьеса являет собой политическую сатиру на Павла I и его гатчинское окружение в образах и поступках персонажей со сказочными именами (царь Вакула, царевна Подщипа, немецкий принц Трумф, князь Слюняй и др.). Сочетая принципы народного театра с формой классической трагедии, она полностью отражает слова самого И.А. Крылова: «театр есть училище нравов, зеркало страстей, суд заблуждения и игра разума». Впервые подробное описание этой истории дал современник Крылова, его друг Михаил Евстафьевич Лобанов (1787 – 1846), владелец списка этой пьесы, на котором была надпись: «Сочинение И.А.  Крылова, 1800 года в селе Казацком». Иван Андреевич рассказывал Лобанову, что при первой читке «Трумфа» («Подщипы») в поместье Голицына, когда эта шуто-трагедия только что была им сочинена, «все помирали со смеху», а сам автор, по свидетельству внука Алексея Николаевича Оленина (1763 – 1843), очень высоко ценил свою пьесу и даже считал её своим лучшим литературным произведением. Она незамедлительно была поставлена на домашней сцене князя, а по упоминаниям некоторых исследователей, Крылов сам сыграл одну из ролей.

 

Лобановский рукописный список, в который правки вносил собственной рукой автор «Подщипы», стал первоисточником для печатной версии шуто-трагедии: в 1871 году русский литературовед и переводчик Владислав Феофилович Кеневич (1831 – 1879) опубликовал её во втором номере журнала «Русская старина». А сам М.Е.  Лобанов, весьма строгий к драматическим произведениям своего друга, написал: «…Это шалость, это проказы таланта. Но рассыпать в шутовской пьесе столько веселости, столько остроты и сатирического духа – мог один Крылов. И в этом роде, каков он ни есть, в русской словесности нет ничего подобного. Создания характеров Вакулы, Подщипы и Слюняя суть создания карикатурно-гениальные». Позднее, в 1810 – 1820-х годах, «Трумф» стал одним из самых популярных произведений рукописной литературы. Пьесу традиционно разыгрывали в домашних спектаклях, ставили на учебной сцене воспитанники театральной школы (об этом писал в своих воспоминаниях П. А. Каратыгин). Любили шутовскую комедию Крылова и декабристы, у которых при обысках находили рукописные списки «Подщипы».

 

Экземпляр, хранящийся в наших фондах, представляет собой тетрадь на металлических скрепах в бумажной обложке удовлетворительной степени сохранности. И это несомненный раритет, обусловленный как способом его создания – рукописный текст, выполненный черными чернилами, так и историей своего бытования. На титульном листе расположена запись неустановленного лица, очевидно, одного из прежних владельцев рукописной пьесы, ниже – штемпели Ленинградского книжного фонда и Государственной театральной библиотеки при Академическом Малом театре. Эти книжные знаки частично дают нам возможность проследить путь рукописного списка крыловской трагедии из частной коллекции в Ленинградское отделение Государственного книжного фонда, а затем в библиотеку, чьи ценные и уникальные фонды хранятся ныне в РГБИ.

 

И. Чиж