Top.Mail.Ru

[«Парчовая книга»]: памятная книга почетных гостей. 17,5х22,0.

 ОАМ РГБИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 21. 1922-1946. 77 л. Рукопись чернилами.

 

Парчовая книга

 

В архивном фонде РГБИ находится небольшая по размеру, но совершенно особенная книга; ее переплет выполнен из парчи, отчего мы  так ее и называем – Парчовая. На  пожелтевших от времени страницах – автографы выдающихся театральных деятелей, а также слова благодарности, добрые пожелания, впечатления почетных гостей библиотеки, отечественных и зарубежных. Первые записи относятся к памятной дате – 24 мая 1922 года, дню открытия библиотеки.

 

История возникновения Библиотеки искусств неразрывно связана с Академическим Малым театром и его Драматическими курсами. В июле 1921 года курсы были переименованы в Высшие театральные мастерские при Государственном академическом Малом театре. Обсуждение вопроса о создании библиотеки при курсах состоялось на заседании Дирекции Малого театра 27 марта 1921 года, когда и было решено: «Просить профессора А.А. Фомина принять на себя труд по составлению библиотеки, поручить ему приобретение книг, организацию, руководство и общий надзор за библиотекой, а равно составление правил пользования таковой. На каковой предмет выдать мандат А.А. Фомину».

В декабре этого же года Александр Александрович, декан историко-литературного отделения театральной школы Малого театра, имевший опыт по созданию библиотек в других учебных заведениях, был утвержден в должности директора. Распоряжение было засвидетельствовано членами дирекции во главе с председателем А.И. Сумбатовым-Южиным.

 

Открытие библиотеки состоялось в здании Драматических курсов на улице Софийка, 2 (позже – Пушечная), ныне здесь располагается Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. К торжественному дню была подготовлена выставка редких и ценных книг, само мероприятие получилось ярким – на нем присутствовали выдающиеся театральные деятели, которые оставляли автографы в специально приготовленной для этого Парчовой книге. Бережно хранимая библиотекой, она является свидетелем  того события, передавая дух времени и настроение приглашенных.

 

Гостями были в основном актеры, режиссеры и художники Малого театра: А.А. Яблочкина, Е.И. Найденова, М.А. Крестовская, М.П. Юдина, И.С. Платон, Н.А. Василевский Н.И. Уралов, С.А. Головин, Н.Ф. Костромской, К.В. Кандауров, П.П. Пашков и другие.

 

Руководитель Малого театра А.И. Сумбатов-Южин записал: «Книга – лучшая половина жизни, основа будущего мира правды и света».

 

Слова П.М. Садовского, представителя актерской династии Малого театра, «трудно было собрать – дай бог сохранить», актуальны и сегодня, в год столетия библиотеки.

 

«Торжественный день открытия библиотеки всегда будет одним из самых светлых воспоминаний о пребывании нашем в школе», – записал актер Малого театра В.И. Грызунов.

 

Великая Ермолова, выпускница училища при Малом театре, не присутствовала на открытии, но позже оставила такие строчки: «Жизнь без книги тьма! Слава тому, кто внесет свет в эту тьму. Очень жалею, что в мое время в этой школе мало было свету! Спасибо вам Александр Александрович».

В дальнейшем Парчовая книга продолжала исполнять свою мемориальную функцию.

 

18 декабря 1926 года библиотеку посетил Нарком просвещения А.В. Луначарский и оставил запись: «С удовольствием осмотрел с большим искусством и самоотверженным трудом возрожденную библиотеку М[алого] Т[еатра]. Почту себя счастливым помогать ей в ее работе, чем смогу».

 

23 марта 1927 года театральный критик, историк театра и педагог М.Д. Прыгунов выразил свои чувства в стихотворной форме:

 «Экспонаты здесь богаты –

Стройно выставлены в ряд… 

Труд Ваш ценный, вдохновенный – 

Самый лучший результат!...

С верой в светлое будущее библиотеки».

 

6 января 1928 года отзыв оставил директор Государственного Исторического Музея, впоследствии директор Музея Революции П.Н. Лепешинский: «Должен признаться, что система каталогизации поражает своей целесообразностью применительно к такому типу библиотек и коллекций, как любезно продемонстрировалось мне уважаемым Александром Александровичем Фоминым. Из его объяснения я вынес очень много поучительного и надеюсь использовать это прежде всего для Г[осударственного] Исторического Музея».

 

16 февраля 1928 года библиотеку посетили режиссер МХАТ 2-го В. Татаринов и актер, ученик и друг Михаила Чехова В. Громов. В Парчовой книге они написали: «Совершенно исключительное впечатление произвела на нас эта замечательная библиотека. Все, что так необходимо при работе по постановке пьес, собрано и систематизировано с исключительной тщательностью и строгой научностью. Талантливость и энергия профессора А.А. Фомина и его сотрудников заставляют надеяться, что вскоре эта библиотека сделается гордостью в области театра».

 

26 мая 1930 года группа работников кукольных театров, посетив библиотечную выставку, оставила отзыв и пожелание: «Участники 1-й Всероссийской Конференции по кукольному театру приносят свою великую благодарность за устройство выставки по кукольному театру. Очень ценят и благодарят за ту предупредительность, которая была проявлена при подборе и отметке литературы. Очень желательно иметь в библиотеке иностранную литературу по кук[ольному] театру,

 

Т. Яворовская из Н. Новгорода, М. Слободская из Ярославля».

 

Государственную театральную библиотеку при Академическом Малом театре, именно так она стала называться с 1925 года, посещали не только отечественные мастера сцены, но и зарубежные коллеги. Так, 4 мая 1927 года в библиотеке побывала делегация Королевского театра Стокгольма, и его режиссер записал: «Чувствуется большая любовь к делу создателей и деятелей Государств[енной] Театральной библиотеки».

 

16 августа 1928 года библиотеку посетили гости из Японии и оставили свои отклики: «Завидую этой библиотеке государственной, ею может пользоваться вся театральная молодежь,

 

Эм Умэмура.

 

Я слышал о московском искусстве со слов учителя, теперь я счастлив, видеть его лично,

 

Хасэгава Ототаро, декоратор театра Кабуки.

 

Я чрезвычайно благодарен Вам за возможность видеть все сокровища театральных изданий, которыми могут пользоваться интересующиеся театром,

 

Кобаяси Дзюсуке, художник театра Кабуки».

 

«Гос[ударственная] Театральная библиотека заслуживает глубочайшую благодарность во всех отраслях театрального искусства, была в Европе, [добивалась] там видеть что-нибудь в помощь театральному делу, но ничего подобного ни в Европе и ни в Америке не существует», – написала в 1928 году представительница студии из Нью-Йорка.

 

В 1931 году нашу библиотеку посещали преподаватели, профессора Кембриджского Университета, а в 1934 году – представитель Нью-Йоркской публичной библиотеки, они оставили свои благодарные отзывы о библиотеке и о выставках, созданных в ее стенах.

Последняя запись под номером 53 сделана 27 июня 1946 года Директором Народного театра Софии на болгарском языке.

 

Наша библиотека гордится этим бесценным документом и хранит его для будущих поколений.