Top.Mail.Ru

Журнал драматический на 1811-й год / издаваемый Михайлом Макаровым. – Москва : в Университетской типографии, 1811.

Ч. 2, № 5. – С. [1]–98.

Ч. 2, № 7. С. [181–260].

Ч. 2, № 8. – С. [261]–340.

Ч. 3, № 9. – С. [1]–80.

Ч. 3, № 10. – С. [79]–158.

 

 

«Журнал драматический» – второй театральный журнал в России (первым был «Драматический вестник», издававшийся А.А. Шаховским в 1808 г.). Журнал издавался ежемесячно на протяжении 1811 года и еще в 19 веке стал библиографической редкостью. Во время Отечественной войны 1812 года почти весь тираж последнего номера сгорел при пожаре Москвы, поэтому писатель, библиограф, историк литературы М.Н. Лонгинов, даже выражал сомнение в том, что двенадцатый номер вышел из печати: «Декабрьской, 12-й, книжки мне никогда не попадалось, и даже сомнительно, была ли она выдана в свет».

 

В фонде РГБИ хранятся только 5 номеров из двенадцати. По сведениям из издания «Сводный каталог сериальных изданий России (1801–1825)» (СПб., 2000. Т. 2) полный комплект журнала имеется только в Российской национальной библиотеке.

 

В первых четырёх номерах издатели не раскрывали своих имён, называя себя «любителями театров». Позже стало известно, что журнал выпускает Михаил Николаевич Макаров (1785–1847) – журналист, литератор, карамзинист, страстный любитель театра, автор сочинений по этнографии и истории. «Журнал драматический» не был первым опытом издательской деятельности М.Н. Макарова, ранее он уже предпринимал не слишком удачные попытки издания литературных журналов для женщин: «Журнала для милых» (1804 г.) и «Дамского журнала» (1806 г.). В предисловии «От издателя», помещённом в пятом номере «Журнала драматического», Макаров пишет: «Первые четыре книжки “Драматического журнала” я издавал вместе с одним из моих приятелей и потому не смел воспользоваться полным правом на звание Издателя; но теперь начинаю издавать один, переменяю типографию для того, чтобы читатели мои не затруднялись более теми неисправностями в печати, которые находятся в первой части сего журнала».

Первые четыре номера были изданы в типографии Федора Любия. Начиная с пятого номера журнал издавался в Университетской типографии, которая располагалась в то время в самом центре Москвы – в усадьбе Власовых на Страстном бульваре. Насчёт второго издателя, друга М.Н. Макарова, мнения исследователей разнятся: в словаре «Русские писатели, 1800–1917» (М., 1994. Т. 3) указан Василий Иванович Козлов (1793– 1825), а Н.П. Смирнов-Сокольский считал, что это Борис Карлович Бланк (1769–1826). Кроме В.И. Козлова и Б.К. Бланка активным сотрудником редакции был Василий Семенович Раевский (1776–1825).

 

Первоначально издание было задумано как альманах драматических произведений. На его страницах помещались пьесы и оперные либретто, статьи о московском и петербургском казённых театрах, крепостном театре, драматургии, театральные рецензии, статьи о значении театрального искусства, о российских и зарубежных актерах, оформлении спектаклей (театральных костюмах, декорациях). Значительное место занимали стихи, эпиграммы, басни.

 

В тех выпусках журнала, которые имеются в РГБИ, можно найти, например, статью о гастролях знаменитого немецкого оперного певца Людвига Фишера в Москве (№ 5), рекомендации для провинциальных театров по подбору театральных костюмов (№ 7), отклик на бенефис П.А. Плавильщикова (№ 7), либретто одноактной оперы И.В. Гете «Ери и Бетели» в переводе В.И. Козлова (№ 9).

 

Театровед А.М. Брянский в своей статье о «Журнале драматическом» (Русский библиофил. 1912. № 2) невысоко оценивает литературные достоинства издания, отмечая его дилетантский характер: «“Журнал драматический” не задавался никакою определенною целью и издание это носило характер совершенно случайный». По мнению источниковеда, архивиста, театроведа И.Ф. Петровской, «журнал не придерживался определенного направления, не объединил вокруг себя сколько-нибудь видных критиков, однако и его материалы существенны для истории театра».

 

Журнал напечатан на бумаге верже зеленоватого оттенка. На некоторых листах просматриваются литерные филиграни изготовителя бумаги (предположительно это Угличская фабрика Лаврентия Попова) и год отливки бумаги – 1811.

 

Номер 5 – во владельческом составном переплете из коленкора и декоративной бумаги. Имеются экслибрисы (штемпели) Государственной театральной библиотеки (ГТБ) на обороте титульного листа, с. 17 и 96.

 

Номера 7–10   представляют собой конволют в составном переплете из бумаги и коленкора. На титульном листе № 7 имеются экслибрисы (штемпели) «Государственная Центральная Театральная библиотека» и «Из библиотеки М.Б. Загорского».

 

Коллекция театрального критика, историка театра, драматурга Михаила Борисовича Загорского (1885–1951) в 1940-х – начале 1950-х годов была одной из богатейших частных московских собраний театральных изданий. После смерти М.Б. Загорского эта коллекция, вместе с его архивом, поступила в Государственную центральную театральную библиотеку (сейчас – Российская государственная библиотека искусств). 

 

Цифровые копии номеров журнала из фонда РГБИ доступны на сайте проекта «Книжные памятники» Национальной электронной библиотеки.

№ 5 https://kp.rusneb.ru/item/material/zhurnal-dramaticheskiy-na-1811-y-god-ch-2-no-5

№ 7 https://kp.rusneb.ru/item/material/zhurnal-dramaticheskiy-na-1811-y-god-ch-2-no-7-iyul

№ 8 https://kp.rusneb.ru/item/material/zhurnal-dramaticheskiy-na-1811-y-god-ch-2-no-8-avgust

№ 9 https://kp.rusneb.ru/item/material/zhurnal-dramaticheskiy-na-1811-y-god-ch-3-no-9

№ 10 https://kp.rusneb.ru/item/material/zhurnal-dramaticheskiy-na-1811-y-god-ch-3-no-10-oktyabr