Top.Mail.Ru

Театральный Альманах на 1830 год. – Санкт-Петербург : в типографии Плюшара, 1830. – [2], 354 с.

 

В России издавать альманахи начали с 1760-х годов, однако наиболее широкое распространение эти издания получили в 1820–1830-е годы. Это были подарочные сборники литературных произведений «карманного» формата, красиво оформленные и отпечатанные на хорошей бумаге. Одной из причин возросшей популярности этой «модной» литературы было ужесточение цензурных требований после восстания 14 декабря 1825 г. Альманахи взяли на себя функцию журналов, так как получать разрешение на выпуск периодических изданий стало труднее.

 

Вступительная статья альманаха посвящена драматургии, а также петербургским театральным событиям 1829 года. Автор предисловия сетует на недостаток хороших драматических произведений для постановки в театре, находя причину в недостаточных авторских гонорарах для драматургов, размышляет о состоянии русской, французской, немецкой и итальянской трупп.

 

Значительную часть альманаха составляют отрывки из драматических произведений русских и зарубежных авторов: комедий, трагедий, опер, водевилей. Среди авторов пьес – А.С. Хомяков, У. Шекспир, Ф. Шиллер, А.А. Шаховской, Р.М. Зотов, П.О. Бомарше, Э. Скриб и другие. Именно за публикацию отрывков критикует издателя А. А. Дельвиг в своей рецензии, опубликованной в «Литературной газете» (1830, т. 2, № 40): «Издатель нынешнего альманаха сам признается в предисловии, что у нас нет еще ничего порядочного на сцене. Из чего же вздумал он составить свой альманах и зачем его издал? – Мы бы не сказали ни слова и даже бы похвалили его книжку, если бы в ней находилось две-три маленькие, хотя посредственные, но полные пьесы, годные для представления на домашних театрах… Но к чему может послужить сбор отрывков из вялых собственных пьес и из плохих переводов?». Критику рецензента можно признать справедливой: значительная часть из представленных в альманахе пьес так никогда и не была опубликована полностью.

 

В альманахе также помещены басни, стихи, анекдоты, куплеты на русском и французском языках. Для исследователей может представлять интерес репертуар новых пьес, сыгранных в 1829 году в парижских театрах, а также русской, французской и немецкой труппами театров Санкт-Петербурга. По словам издателя, для альманаха «приготовлены были рисунки в костюмах 6 отличнейших персонажей», однако «недостаток хороших литографов… принудил отложить до нового года сие предприятие».

 

Альманах отпечатан в типографии Плюшара, основанной в 1806 году, – одной из лучших типографий Петербурга того времени. Здесь печатались гравированные и литографированные альбомы, в том числе серия альбомов с видами Санкт-Петербурга, исполненных А.Б. Мартыновым, А.О. Орловским, К.И. Кольманом и другими художниками; первые издания «Арабесок» и «Ревизора» Н.В. Гоголя; «Фауст» И.В. Гете в переводе Э.И. Губера; многотомный «Энциклопедический Лексикон»; попавшее под цензурный запрет первое отдельное издание «Русских сказок» В.И. Даля.

 

Издание «Театрального альманаха» из фонда РГБИ имеет владельческий составной переплёт из чёрной кожи и декоративной бумаги, с золотым тиснением на корешке и золотым верхним обрезом. Под крышкой переплёта сохранилась печатная обложка, украшенная гравированной рамкой с орнаментом и небольшим рисунком в виде лаврового венка. В конце некоторых произведений помещены небольшие гравированные рисунки.

На титульном листе имеется экслибрис (штемпель) «Из библиотеки Газиевых». Основная часть книжного собрания театральных деятелей, коллекционеров, библиофилов Александра Павловича (1889–1961) и Юрия Александровича (1924–2019) Газиевых была передана Театральной библиотеке (ныне – РГБИ) в 1963–1964 году, но некоторые книги из этой коллекции были позже выставлены наследниками на продажу и приобретены библиотекой.

 

Цифровая копия издания из фонда РГБИ доступна на сайте проекта «Книжные памятники» Национальной электронной библиотеки https://kp.rusneb.ru/item/material/teatralnyy-almanah-na-1830-god